Судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно- трасологическая диагностика), это комплексное трасолого-автотехническое исследование ТС, различных объектов, следов и обстановки на месте происшествия в целях определения траектории и характера движения относительно расположения ТС, пешеходов и других объектов до столкновения (наезда) и установления места столкновения (удара), наезда, опрокидывания. Включает экспертное исследование участка автомобильной дороги, на котором происходит движение ТС непосредственно до и после происшествия, участка места происшествия, дорожных условий на этом участке, элементов дороги, дорожных условий и окружающей среды, а также конструкции и состояния взаимодействующих с автомобильной дорогой элементов ТС.
Предметом судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП являются обстоятельства(фактические данные), устанавливаемые экспертом на основе исследования следов, возникающих на местах ДТП в результате воздействия ТС, иных материальных объектов, людей, животных. Фактические строительные и эксплуатационные свойства автомобильной дороги и ее элементов, дорожные условия и окружающая среда, а такжепараметры взаимодействия с элементами ТС.
В рамках судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП решаются следующие задачи:
1. определение механизма ДТП;
2. установление механизма взаимодействия ТС при столкновении;
3. установление механизма наезда на пешеходов (животных) и неподвижные препятствия;
4. установление угла взаимного расположения ТС и направления удара в момент столкновения;1. определение механизма ДТП;
5. установление взаимного расположения ТС относительно границ и осевой линии проезжей части;
6. установление координат места столкновения ТС или места наезда на пешеходов;
7. установление факта движения или неподвижности ТС при столкновении в момент первично контактного взаимодействия;
8. установление части ТС, которой нанесены повреждения потерпевшим;
9. определение по характеру повреждений на ТС места нахождения потерпевшего в салоне, кабине ТС в момент столкновения;
10. установление частей ТС, контактировавших между собой в первичный момент столкновения;
11. установление наличия, времени и причины повреждения шин ТС, гибких тормозных шлангов и резьбовых соединений;
12. установление факта возникновения неисправности деталей ТС после ДТП;
13 установление возможности получения механических повреждений имеющихся на транспортных средствах при взаимном контактном взаимодействии.
Наряду с приведенными задачами существует ряд задач, решаемых экспертизой следов на ТС и месте ДТП в комплексе с судебно-медицинской экспертизой:
1. установление взаиморасположения человека и частей ТС;
2. оценка особенностей функционального состояния людей ко времени взаимодействия их с частями ТС;
3. определение позы и двигательных реакций пострадавших;
4. выявление признаков, характеризующих действия водителя;
5. получение объективной информации об условиях травмирования для сопоставления ее с показаниями свидетелей.